Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





КОМПОЗИТОРЫ

"Л"


Лало (Lalo) Эдуар Виктор Антуан  (27.1.1823, Лилль,—22.4.1892, Париж)
- франц. композитор и скрипач. По нац. испанец. Учился в Лилльской и Парижской консерваториях (по композиции — у Ю. Шульгофа). Автор опер, инструм. и оркестровых произв., а также балета «Намуна» (на сюжет поэмы А. Мюссе, балетм. Л. Петипа, парижская Опера, 1882; возобн. Л. Статсом, там же, 1908). На муз. этого балета С. Лифарь поставил бессюжетный балет «Сюита в белом» (парижская Опера, 1943; возобн., 1977; под назв. «Чёрное и белое» в «Нуво балле де Монте-Карло», Монте-Карло, 1946). Был показан труппой парижской Оперы в СССР в 1958 и 1969/70. Музыка балета танцевальна, связана с франц. и исп. фольклором.


Лепин (Лепиньш) Анатолий Яковлевич  [р. 4(17).12.1907, Москва—24.10.1984]
- сов. композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). Чл. КПСС с 1949. В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции (ученик А.Н. Александрова) и историко-теоретич. отделение. Автор оперы, оперетт, симф. и вок. произв., балетов: «Лайма» (1947, Рижский т-р, балетм. Е.А. Тангиева-Бирзниек), «Рассвет» (1950, там же), «Джунгли большого города» (1959, Т-р им. Лысенко, балетм. И.К. Ковтунов), «Песня о Гайавате» (1974).


Лист (Liszt) Ференц (Франц)  (22.10.1811, Доборьян,— 31.7.1886, Байрейт)
- венг. композитор, пианист и дирижёр. Композиции учился у А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи. Лист — один из крупнейших представителей романтизма в европ. иск-ве. Его богатое творч. наследие охватывает мн. жанры инструментальной, симфонич. и вокальной музыки. В своих программных сочинениях Лист воплотил образы мировой лит-ры. Содержательный мир его музыки сложен и многозначен; муз. языку присущи новизна и богатый мелодизм. Нередко он использовал венг. песенно-танц. фольклор (напр., «вербункош» — в «Венгерских рапсодиях»), а также исп. и др. Эти качества музыки Листа привлекали к ней внимание хореографов ещё при жизни композитора (в Берлине в 1876 балетм. П. Тальони и К. Телле пост, балет «Рококо»).

Др. балеты на муз. Листа: «Прелюды» (1913, Мариинский т-р, балетм. М.М. Фокин; 1928, Нью-Йорк, балетм. Р.Сен-Дени), «Возлюбленная» (на муз. Л., Шуберта и др., 1928, Париж, балетм. Б.Ф. Нижинская), «Пештский карнавал» (1930, балетм. Э. Брада), «Венгерские фантазии» (1933, балетм. Я. Цеплиньский), «Вечные похороны» (на муз. «Погребального шествия» и «Траурного марша» в аранжировке Л. Вейнера, 1934, балетм. А. Турнай) — все в Венг. оперном т-ре; «Мефисто-вальс» (1934, Лондон, балетм. Ф. Аштон; 1945, Париж, балетм. Р. Пти; 1946, Монте-Карло, балетм. С. Лифарь), «Гамлет» (1934, Париж, балетм. Нижинская), «Трансцендентность» (1934, Хартфорд, балетм. Дж. Баланчин), «Видения» (1936), «Данте-соната» (1941), «Видение Маргариты» (1952), «Маргарита и Арман» (1963) — все в Лондоне, балетм. Аштон; «Грёзы любви» (1942), «Новогодний вечер в Пеште» (1945) — оба в Венг. оперном т-ре, балетм. Д. Харангозо; «Орфей» (1955, Зап. Берлин, балетм. Т. Гзовская), «Орфей и Эвридика» (1966, Вена, балетм. А. Миллош), «Созвездия» («Полёт», на муз. 1-го фп. концерта Л., 1969, балетм. Лифарь), «Силовые линии» (1972), «Фауст-симфония» (1973), «Пляска смерти» (1976) — все в Печском балете, балетм. И. Экк; «Отелло» на муз. 1-й части «Фауст-симфонии» (1971, Лондон, балетм. П. Даррелл), «Майерлинг» на муз. Листа в аранжировке Дж. Ланчбери (1978, Лондон, балетм. К. Макмиллан) и др.


Люлли (Lully) Жан Батист (Джованни Баттиста Лулли, Lulli)  (28.11.1632, Флоренция,—22.3.1687, Париж)
- франц. композитор. По национальности итальянец. С 1646 жил в Париже, где был придворным скрипачом и композитором (с 1653). С 1672 возглавлял Королевскую академию музыки (выступал в качестве композитора, дирижёра, педагога, режиссёра и балетмейстера).

Автор мн. балетов и дивертисментов для придворных празднеств в Лувре, Версале, Тюильри и др.: «Ночь» (совм. с Ж. де Камбефором и Ж.Б. Боэссе; балетм. Шанси, Молье, Манюэль, Верпре и Люлли, 1653), «Пословицы», «Свадьба Пелея и Фетиды» (дивертисмент для оперы Каприоли), «Время» (1654), «Развлечения» (1655), «Желанные» (1655), «Психея, или Сила Любви» (1656), «Галантность времени» (1656), «Больной Амур» (дивертисмент для оперы Мараццоли, 1657), «Прерванные развлечения» (1657), «Алкидиана» (1658), «Насмешка» (1659), «Ксеркс» (дивертисмент для оперы Кавалли, 1660), «Перепродажа одежд балета и комедии», «Нетерпение», «Времена года» (все — 1661), «Влюблённый Геркулес» (дивертисмент для оперы Кавалли, 1662), «Сельская свадьба» (балет-маскарад, 1663), «Замаскированная любовь» (1664), «Рождение Венеры», «Гвардейцы», «Капитан» (балет-маскарад), «Маленький балет Фонтенбло» (все — 1665), «Триумф Вакха в Индии» («Балет де Креки», 1666), «Музы» (1666), «Карнавал» («Королевский маскарад, или Великий венценосец», 1668), «Флора» (1669), «Юность» (1669), «Пифийские игры» (1670), «Празднества Амура и Вакха» (балетм. П. Бошан, 1672) и др.

В истории балетного т-ра особенно большое значение имело сотрудничество Люлли с Мольером, для комедий-балетов к-рого Люлли писал дивертисменты (танцы, пантомимы, увертюры), нередко выступая в качестве балетмейстера и танцовщика.

Люлли был также основоположником «лирич. трагедии» во франц. музыкальном т-ре (всего 20) и крупнейшим мастером оперы-балета (всего 15), в т.ч.: «Триумф любви» (балетм. Бошан и Л. Пекур, Сен-Жермен-ан-Ле, 1681), «Храм мира», «Идиллия мира», «Версальская эклога» (все 1685) и др. В этих произведениях хореографич. номера занимали значит, место. Танцы Люлли, разнообразные по жанру (марши, менуэты, гавоты, сарабанды и пр.), контрастные по ритмике и темпу, тонко инструментованные, по своему значению выходили за рамки простого дивертисмента и нередко выполняли драматич. задачу, следуя сценич. действию (что явилось для того времени настоящей реформой балетного т-ра и музыки). Возвышенному благородству танцевальной музыки Люлли отвечала хореография Бошана. Сценич. постановки балетов и опер Люлли, ставшие одной из вершин европ. музыкального т-ра, открыли историю классич. европ. балета нового времени.

Оперы-балеты Люлли и его танцевальная музыка привлекают совр. хореографов (напр., «Триумф любви», балетм. X. Ландер, Королевский датский балет, 1962, и др.).


Лядов Анатолий Константинович  [29.4(11.5).1855, Петербург,—15(28).8.1914, усадьба Полыновка, близ г. Боровичи, ныне Новгородской обл.]
- рус. композитор, дирижёр. Продолжатель традиций М.И. Глинки и композиторов «Могучей кучки», Лядов в нач. 20 в. отразил в своём творчестве и нек-рые тенденции новейших художеств, течений. Его музыке свойственна танцевальная пластичность. Среди фп. произв. Лядова — мазурки, вальсы, польки, сарабанды, кадриль. В 1910 для танцовщицы Иды Рубинштейн он написал симфонич. «Танец амазонки». К последнему периоду жизни Лядова относятся замыслы двух балетов — «Жар-птица» и «Лейла и Алалей».

Музыка Лядова использовалась в балетном т-ре. В сезоне 1915—16 Л.Ф. Мясин пост. в Париже на муз. Лядова одноактные балеты — «Кикимора», «Бова-королевич» и «Баба-яга». В числе др. пост.: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (на сюжет А.С. Пушкина, музыка В.М. Дешевова на темы Л.; 1949, Ленингр. Малый т-р, балетм. А.Л. Андреев и Б.А. Фенстер; 1960, Белорус, т-р оперы и балета, новая ред. Андреева), «Русские миниатюры» (на муз. Л., Алябьева, Глинки, Даргомыжского, Чайковского; 1962, Большой т-р, балетм. В.А. Варковицкий).










А........ Б........ В........ Г........ Д........ Е........ Ж


З........ И........ К........ Л........ М........ Н........ О


П........ Р........ С........ Т........ У........ Ф........ Х


Ц........ Ч........ Ш........ Щ........ Э........ Ю........ Я




Начало

Главная








    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
© BALLETMUSIC, 2008-2010