Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





КОМПОЗИТОРЫ

"П"


Пейко Николай Иванович  [12(25)3.1916, Москва,—1.07.1995, Москва]
- сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1964). В 1940 окончил Моск. консерваторию. Автор оперы, симф., вок., камерно-инструм. соч., балетов: «Весенние ветры» (совм. с З.В. Хабибуллиным, по роману К. Наджми, 1950), «Жанна д'Арк» 41957, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В.П. Бурмейстер), «Берёзовая роща» (1964, сцен. Б. Плетнёв). В 1943—59 преподавал в Моск. консерватории, с 1954 в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных (с 1958 проф.). Гос. пр. СССР (1947, 1951).


Пёрселл (Purcell) Генри  (ок. 1659, Лондон,—21.11.1695, там же)
- англ. композитор. Учился у Г. Кука, П. Хамфри и др. Автор мн. инструм. и вокальных соч., музыки к театр, спектаклям, включавшим балетные сцены (нек-рые поставлены при участии балетм. Дж. Приста): «Дидона и Эней» (1689), «Пророчица, или История Диоклетиана» (1690), «Король Артур, или Британский герой» (1691), «Королева фей» (1692) — последние три в т-ре «Дорсет-Гарден» (Лондон), «Индийская королева» (1695, «Друри-Лейн»).

Совр. хореографы часто используют музыку Перселла в своих постановках: балетм. Ф. Аштон — танцы из «Королевы фей» (1927, «Балле Рамбер», 1946, «Ковент-Гарден»); «День рождения Оберона» (1933, «Вик-Уэллс балле», балетм. Н. де Baлуa). «Сюита арий» (1937, «Балле Рамбер», балетм. А. Тюдор), «Комус» в обработке К. Ламберта (1942, «Сэдлерс-Уэллс балле», балетм. Р. Хелпмен), «Павана мавра» (на муз. к спектаклям «Абделазар», «Развязанный гордиев узел», паваны для струнных инструментов, 1949, Фестиваль амер. танца, Коннектикут, балетм. X. Лимон), «Британский Орфей» (1957, Вупперталь, балетм. Э. Вальтер), «Этюды» (1962, Печский балет, балетм. И. Экк); «Эпилог» на муз. из «Дидоны и Энея» (1966, Шветцинген, балетм. К. Иосс), «Разветвления» (1973, Нидерл. нац. балет, балетм. Р. ван Данциг), «Павана и чакона» (1973, студия Венг. оперного т-ра, балетм. А. Фодор) и др.


Петров Андрей Павлович  (р. 2. 9. 1930, Ленинград)
- сов. композитор. Нар. арт. СССР (1980). В 1954 окончил Ленингр. консерваторию (ученик О.А. Евлахова). Автор симфонич. произв., опер, оперетт, песен и вокальных циклов, балетов: «Станционный смотритель» (по А.С. Пушкину; 1956, спектакль Ленингр. хореографич. уч-ща, на сцене Т-ра им. Кирова), «Берег надежды» (1959, Т-р им. Кирова, балетм. И.Д. Бельский), «Сотворение мира» (1971, Т-р им. Кирова, балетм. Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василёв), вокально-хореографич. симфонии «Пушкин» (1979, Т-р им. Кирова, балетм. те же). Гос. пр. СССР (1967; 1976— за оперу, «Пётр Первый»).


Прокофьев Сергей Сергеевич  [11(23).4.1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл.,— 5.3.1953, Москва]
- сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1947). Окончил Петерб. консерваторию по классам композиции (1909, ученик А.К. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, Я. Витола), фортепьяно и дирижирования. В 1918—32 жил за рубежом, сначала в США, с 1921 во Франции. В 1932 возвратился в СССР.

Композитор огромного самобытного дарования, оказавший большое влияние на развитие сов. и зарубежной музыки, Прокофьев был автором опер, балетов, симфоний, фортепьянных, скрипичных и виолончельных концертов, фортепьянных сонат, кантаты «Александр Невский», оратории «На страже мира», музыки к кинофильмам и драматич. спектаклям, сочинений для голоса и разл. инструментов и др.

Ранние балеты Прокофьева, написанные до Окт. революции 1917 и во время пребывания за границей, отражают эволюцию его творчества, устремлённого к образам, полным жизнерадостной энергии, юмора, самобытных нац. черт, но испытавшего влияния модернистского примитивизма и футуризма, конструктивизма и урбанизма. «Ала и Лоллий» — «Скифская сюита» для симфонич. оркестра (по славянским мифам, сцен. С.М. Городецкий, 1915, пост. 1927, см. ниже) — воплощает варварские образы первобытной Руси; музыка отличается резкостью гармоний и инструментовки, подчёркнутой грубостью ритмов. В «Сказке про шута, семерых шутов перешутившего» (по рус. сказкам А.Н. Афанасьева, 1920, сцен. П. и С.П. Дягилев; 1921, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. Т. Славинский) средствами лубочного гротеска воссоздаются эксцентричные комедийные сцены; в музыке преобладает изобразительная характерность, через озорство балаганно-скоморошьего действа проступают отдельные нац. и лирич. элементы. «Стальной скок» (1925, сцен. Г.Б. Якулов; 1927, Русский балет Дягилева, балетм. Л.Ф. Мясин) воспроизводит картины совр. действительности (вокзал, фабрика) и написан в духе урбанизма (механистичность ритмов, конструктивизм, карикатурно-сатирич. зарисовки). «Блудный сын» (1929, Париж, там же, балетм. Дж. Баланчин) содержит психологич. сцены и лирич. элементы, мелодич. начало в ряде случаев преобладает. «На Днепре» (сцен, и пост. С. Лифарь, 1932, парижская Опера) — балет, в к-ром наиболее полно выразился кризис зарубежного периода в творчестве Прокофьева, его музыка слабо связана с сюжетом, характеризуется отвлечённостью.

Новый этап в балетном творчестве Прокофьева начался после его возвращения в СССР, когда им были созданы произв. большого идейного и гуманистич. содержания, отличающиеся глубокой драматургией, ярким индивидуальным стилем, остротой образных характеристик, мелодико-интонационным и ритмич. своеобразием, богатством гармонии и инструментовки. Балет «Ромео и Джульетта» (по одноим. трагедии Шекспира, 1936, сцен. А.И. Пиотровский, С.Э. Радлов и Прокофьев; 1938, Брно, Чехословакия, балетм. И. Псота; в СССР—1940, Т-р им. Кирова, балетм. Л.М. Лавровский) раскрывает трагич. гибель светлых и человечных героев в столкновении с мрачными силами средневековой родовой вражды и ненависти. Поэтичные муз. характеристики гл. героев сочетаются с широкой обрисовкой нар. сцен и глубоко драматичными эпизодами в раскрытии осн. действенного конфликта. Лирико-романтич. сказка «Золушка» (по сказке Ш. Перро, 1941, сцен. Н.Д. Волков; 1945, Большой т-р, балетм. Р.В. Захаров) с большой эмоциональной силой воплощает тему любви и счастья, проникнута поэтической вальсовостью, содержит иронически-гротесковые характеристики отрицательных персонажей и обаятельные таинственно-фантастич. образы (Добрая фея, Часы), воспевает в праздничном апофеозе красоту жизни. «Сказ о каменном цветке» («Каменный цветок», по мотивам сказов П.П. Бажова, 1949, сцен. М.А. Мендельсон-Прокофьева и Лавровский; 1954, Большой т-р, балетм. Лавровский) — рус. эпико-повествовательный балет с сочетанием реальности и фантастики, с широкими картинами рус. нар. жизни (помолвка, ярмарка), с глубоким раскрытием тем любви и творчества, противостоящих насилию и злу. В этих балетах Прокофьев развил традиции муз. драматургии рус. классич. балета (Чайковский, Глазунов). Они преломлены через самобытный индивидуальный стиль автора и обогащены достижениями совр. симфонизма. Номерное строение сочетается в балетах Прокофьева со сквозным муз. развитием, системой лейтмотивов, целостной муз. драматургией.

Новаторство музыки Прокофьева определило остроту и современность хореографич. решений его балетов, способствовало развитию хореографич. лексики, широкому применению форм развитого симфонич. танца. Новаторство Прокофьева осталось, напр., нераскрытым в первой постановке «Каменного цветка», решённой в бытовом плане, приближавшей балет к драматич. т-ру. Лишь во второй пост. (1957, Т-р им. Кирова, балетм. Ю.Н. Григорович) был создан спектакль, адекватный характеру и образам музыки. Участие в постановках балетов Прокофьева стало стимулом развития исполнительского иск-ва и приобрело этапное значение в творчестве выдающихся мастеров: Г.С Улановой, М.Т. Семёновой, О.В. Лепешинской, Н.М. Дудинской, М.М. Плисецкой, Р.С. Стручковой, И.А. Колпаковой, А.Е. Осипенко, Е.С. Максимовой, Н.И. Бессмертновой, К.М. Сергеева, М.М. Габовича, Ю.Т. Жданова, А.Н. Ермолаева, В.А. Преображенского, С.Г. Кореня, Н.Б. Фадеечева, В.В. Васильева, М.Л. Лавровского, В.А. Левашова и др.

Ритмич. импульсивность, танцевальность свойственны многим сочинениям Прокофьева. Театрально-драматургич. черты и конкретная образность обусловили многочисл. опыты их хореографич. воплощения. На муз. Прокофьева к фильму «Пиковая дама» и неск. номеров фп. цикла пост, балет «Пиковая дама» (1968, ленингр. Камерный балет, балетм. Н.Н. Боярчиков; новая ред. под назв. «Три карты», 1973, Пермский т-р, балетм. тот же). На основе музыки Прокофьева к кинофильму «Иван Грозный» и др. его соч. композитор М.И. Чулаки написал балет «Иван Грозный» (1975, Большой т-р, балетм. Григорович). Музыка Прокофьева к драме «Борис Годунов» Пушкина и кинофильму «Иван Грозный» явилась основой балета «Царь Борис» (муз. ред. Н.А. Мартынов, 1975, Пермский т-р, балетм. Боярчиков; 1978, Ленингр. Малый т-р, балетм. тот же). На музыку Прокофьева пост, также балеты: «Сарказмы» (Москва, балетм. Л.И. Лукин; 1931, Берлин, балетм. Л. Гальперн), «Скифская сюита» (1927, «Освобождённые», Берлин; 1927, «Ала и Лоллий», Буэнос-Айрес, т-р «Колон», балетм. Б.Ф. Нижинская; 1964, Братислава, балетм. К. Тот; 1969, т-р им. Кирова, балетм. Г.Д. Алексидзе), «Памяти Шуберта» (фп. обработка Прокофьевым вальсов Шуберта, 1928, Париж, балетм. Б.Г. Романов), «Фантасм» (1962, Сан-Франциско, балетм. Л. Кристенсен), «Классическая симфония» (1931, Париж, балетм. Т. Славинский), «Парадное представление» на муз. 1-й симфонии и 1-й части 3-го фп. концерта (1938, Лондон, балетм. А. Тюдор), «Хореографические картины» на муз. 5-и симфонии (1963, Берлин, балетм. Д. Лишин), «Седьмая симфония» (1961, Пермь, балетм. М.М. Газиев), «Концерт № 3» на муз. 3-го фп. концерта (1947, Париж, «Опера комик», балетм. Ж. Шарра), «Блистательный порыв» (1962, Вена, балетм. А. Миллош), «7-я соната» (1946, Мехико, балетм. Г. Браво), «Петя и волк» (1940, Нью-Йорк, балетм. А. Больм; 1948, Португалия, балетм. И. Крамер; 1959, Москва, Большой т-р, балетм. А.А. Варламов), «Русский солдат» («Поручик Киже», 1942, Бостон, балетм. М.М. Фокин), «Подпоручик Киже» (1963, Москва, Большой т-р, балетм. О.Г. Тарасова и А.А. Лапаури), «Лейтенант Киже» (1963, Лондон, балетм. К. Девилье), «Каменный портал» («Мимолётности», 1951, Лондон, балетм. Б. Кульберг), «Мимолётности» (1922, Камерный балет, балетм. К.Я. Голейзовский), «Александр Невский» (1969, Т-р им. Кирова, балетм. О.М. Виноградов). На муз. Прокофьева к драматич. спектаклям ставились балеты: «Пигмалион» (1946, Париж, балетм. С. Лифарь), «Лисистрата» (1932, Лондон, труппа «Балле Рамбер», балетм. А. Тюдор), «Летний день» (1947, «Балле тиэтр», балетм. Дж. Роббинс), «Квартет» (1954, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Роббинс), «Возвращение» (1955, «Гран балле дю марки де Куэвас», балетм. Ж. Скибин), «У моря» (1961, ленингр. Дом культуры им. Горького, балетм. К.Ф. Боярский) и др.

Ленинская пр. (1957, посмертно), Гос. пр. СССР (1943, 1946—трижды, 1947, 1951).


Пуленк (Poulenc) Франсис  (7.1.1899, Париж,—30.1.1963, там же)
- франц. композитор и пианист. Учился у Ш. Кеклена. В нач. 1920-х гг. вошёл в группу композиторов «Шестёрка». В кон. 30-х гг. примкнул к Нар. муз. федерации. Автор опер, мн. вокальных и инструм. сочинений. В музыке Пуленка господствует мелодич. начало; его ранние произв. (в т. ч. балетная муз.) носят отчасти экспериментальный характер (необычные оркестровые краски и гармонии, использование джазовой ритмики), в них заметно влияние Э. Сати, Э. Шабрие и И.Ф. Стравинского.

Зрелые произв. Пуленка привлекают сочетанием лиричности и мягкого юмора, «классичностью» муз. формы. Балеты Пуленка (включая пост. на его муз.): «Новобрачные с Эйфелевой башни» (совм. с Ж. Тайфер, Ж. Ориком, А. Онеггером и Д. Мийо, 1921, Шведский балет, Париж, балетм. Ж. Берлин), «Лани» — балет с пением (1924, Русский балет Дягилева, Монте-Карло, балетм. Б.Ф. Нижинская), «Негритянская скульптура» (1929, Париж, балетм. Берлин), «Утренняя серенада» («хореографический концерт» для фп. и 18 инструментов; 1929, Париж, балетм. Нижинская), «Примерные звери» (на сюжеты басен Лафонтена; 1942, парижская Опера, балетм. С. Лифарь; 1951, балетм. И. Георги), «Обручи» (1951, «Лондон тиэтр балле», балетм. У. Гор), «Маски» (на муз. Пуленка; 1933, «Балле Рамбер», балетм. Ф. Аштон; 1957, балетм. Т. Болендер), «Веселье» (на муз. Пуленка; 1944, балетм. Лифарь; 1958, под назв. «Испытание весельем», римская Опера, балетм. А. Миллош), «Расплата» (1959, балетм. Г. Росс), «Адажио и вариации» (на муз. сюиты «Бабар», инструментовка Ж. Франсе; 1965, парижская Опера, балетм. Р. Пти), «История Бабара» (1974, балетм. П. Хейби), «Летняя ночь» (1964, Королевский балет, Лондон, балетм. П. Райт), «Я имя твоё пишу...» (на муз. П.; 1968, Одесский т-р, балетм. О.Г. Тарасова), «Песнь нелюбимого» (на муз. Пуленка; 1970, балетм. А. Томази), «Соло для органа» (на муз. концерта для органа; 1973, Штутгарт, балетм. Г. Тетли), «Прах» (на муз. Пуленка; 1977, балетм. П. Тейлор) и др. Пуленк также один из авторов балета «Веер Жанны» (пост. 1929).


Пуньи, Пуни (Pugni), Чезаре (Цезарь)  [31.5.1802, Генуя,—14(26).1.1870, Петербург]
- итал. композитор. Учился в Миланской консерватории (у А. Ролла и др.). С кон. 1820-х гг. писал гл. обр. балеты, к-рые и принесли ему известность. С 1851 работал в Петербурге, занимал должность сочинителя балетной музыки при петерб. имп. т-рах. Написал для Мариинского т-ра 35 балетов, в т. ч. «Конёк-Горбунок» (для бенефиса М.Н. Муравьёвой), к-рый долго оставался единственным балетом на рус. сюжет. Пуньи сотрудничал с хореографами П. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леоном, около 20 лет с М.И. Петипа. В его балетах танцевали Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони, Ф. Эльслер и др. Балеты Пуньи обнаруживают хорошее знание композитором условий сцены, специфики танца; его музыка отличается мелодичностью, доходчивостью, ясностью формы, чёткостью и многообразием ритма.

Автор 312 балетов, в т. ч.: «Элерц и Дзульмида» (1826, Милан), «Ундина, или Наяда» (1843, Лондон; 2-я ред. «Наяда и рыбак», 1851, Петербург), «Эсмеральда» (по Гюго, 1844, Лондон), «Катарина, дочь разбойника» (1846, Лондон), «Мраморная красавица» (1847, Париж), «Скрипка дьявола» (1849, Париж),. «Газельда, или Цыганы» (1853, Большой т-р, Петербург), «Фауст» (1861, совм. с Паниццей, там же), «Дочь фараона» (1862, Мариинский т-р, Петербург), «Конёк-Горбунок» (или «Царь-девица» по сказке Ершова, 1864, там же), «Царь Кандавл» (1868, там же), вставные номера к балету «Корсар» Адана (1868, там же).










А........ Б........ В........ Г........ Д........ Е........ Ж


З........ И........ К........ Л........ М........ Н........ О


П........ Р........ С........ Т........ У........ Ф........ Х


Ц........ Ч........ Ш........ Щ........ Э........ Ю........ Я






Начало

Главная








    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
© BALLETMUSIC, 2008-2010