Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





КОМПОЗИТОРЫ

"М"


Массне (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик  (12.5.1842. Монто, близ г. Сент-Этьенн,— 13.8.1912. Париж)
- франц. композитор. Член Ин-та Франции (1S~8I. Окончил Парижскую консерваторию (у А. Тома), в 1878—99 её профессор. Известен гл. обр. как автор лирич. опер (в к-рых балетная музыка занимает значит, место), вокально-инструм. сочинений, музыки к драматич. спектаклям, а также балетов: «Куранты» (1892, Придворная опера, Вена, балетм. Й. Хасрайтер), «Цикада» (1904, «Опера комик», Париж, балетм. Марикита). Музыка оперы Массне «Иродиада» (1881) использована в балете «Как красива царевна Саломея сегодня вечером» (1975, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. Бежар), балетная музыка оперы «Сид» — в балете «Дивертисмент» (1957, «Т-р де ла Монне», Брюссель, балетм. Ж.Ж. Эчевери).


Мачавариани Алексей Давидович  [10(23).9.1913, Гори—31.12.1995]
- сов. композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1958). В 1936 окончил Тбилисскую консерваторию. Творч. деятельность начал в 1935. Автор опер, симфонич., хоровых и инструм. соч., а также балетов: «Отелло» (по У. Шекспиру, 1957, Т-р им. Палиашвили; в 1960 экранизирован под назв. «Венецианский мавр»), муз. драматургия к-рого основана на развёрнутой системе лейтмотивов, «Витязь в тигровой шкуре» (по Ш. Руставели, 1974). В 1962—68 председатель правления Союза композиторов Груз. ССР, в 1962—73 секретарь Союза композиторов СССР. С 1939 преподавал в Тбилисской консерватории (с 1963 профессор). Гос. пр. СССР (1951).


Мегюль [Меюль (Mehul)], Этьенн Никола  (22.6.1763, Живе,—18.10.1817, Париж)
- франц. композитор. Член Ин-та Франции (1795). В годы Великой франц. революции принимал участие в музыкальном оформлении массовых празднеств. Один из инспекторов Парижской консерватории (с её основания, 1795). Автор популярных песен, опер, а также балетов: «Суд Париса» (совм. с Гайдном и Плейелем, 1793), «Танцемания» (1800), «Нинетта при дворе» (1802), «Дафнис и Пандроза, или Месть Амура» (1803), «Персей и Андромеда» (1810) — все в парижской Опере, балетм. П. Гардель.


Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Якоб Людвиг Феликс  (3.2.1809, Гамбург,—4.11.1847, Лейпциг)
- нем. композитор, пианист и дирижёр. Учился у К.Ф. Цельтера. Один из значит, представителей романтизма в нем. музыке, Мендельсон создал произв. во мн. жанрах (кроме балета). Разл. соч. Мендельсона использовались для пост. балетов: «Сон в летнюю ночь» (на муз. к спектаклю по одноим. пьесе У. Шекспира, 1876, Мариинский т-р, Петербург, балетм. М.И. Петипа), «Лорд Берли» (1931, балетм. Аштон), «Возвращение» (1952, Амстердам, балетм. Ф. Адре), «Шотландская симфония» (на муз. 2—4-й частей, 1952, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин), «Симфония Мендельсона» (на муз. «Итальянской симфонии», 1968, Мангейм, балетм. X. Мюллер), «Итальянская симфония» (1971, «Американ балле тиэтр», Нью-Йорк, балетм. Д. Нахат). «Песни без слов» часто использовались для постановки сольных танцев.


Минкус (Minkus) Людвиг Фёдорович (наст. Имя — Алоизий Людвиг)  [23.3.1826, Вена,— 7.12.1917 (по уточнённым данным), там же]
- скрипач и композитор. По нац. чех (по др. сведениям, поляк). Муз. образование получил в Вене. В 1866 совм. с комп. Л.Делибом написал музыку балета «Ручей» (1866, Париж). Работал гл. обр. в России. Был капельмейстером крепостного т-ра князя Н.Б. Юсупова (1853—55), солистом оркестра московского Большого т-ра, инспектором балетной музыки моск. т-ров (1862—72), композитором балетной музыки при Дирекции ими. т-ров в Петербурге (1872—85).

В 1869 в моск. Большом т-ре состоялась премьера его балета «Дон Кихот». Автором сценария и постановщиком балета был М.И. Петипа, с к-рым Минкус продолжал сотрудничать в 70—80-е гг. В 1871 для показа «Дон Кихота» в Петербурге Минкус дополнительно сочинил музыку 5-го акта (в 1900 балетм. А.А. Горский, осуществляя реформу балета, создал в моск. Большом т-ре новую редакцию «Дон Кихота», ставшую балетной классикой, сохраняющуюся в совр. репертуаре).

Минкус написал музыку 16 балетов, пост. Петипа в Мариинском т-ре, в т. ч. «Камарго» (1872), «Бандиты» (1875), «Приключения Пелея» (1876), «Роксана, краса Черногории» (1878), «Млада», «Дочь снегов» (оба—1879), «Волшебные пилюли» (1886), «Жертвы Амуру, или Радость любви» (1886, Петергоф). Всемирную известность приобрёл балет Минкуса и Петипа «Баядерка» (1877, Мариинский т-р). Минкусу принадлежит балет «Фиаметта» (пост. 1863, Москва, под назв. «Пламя любви, или Саламандра»; 1864, Петербург—«Фиаметта, или Торжество любви»). Минкус знал законы балетного т-ра, обладал высоким профессионализмом. Его музыка — мелодичная, доходчивая, ярко танцевальная, ритмичная — способствовала созданию значительных произв. хореографич. иск-ва. В лучших балетах Минкуса удалось выйти за пределы внешней иллюстративности. После 1890 жил в Вене.


Молчанов Кирилл Владимирович  (7.9.1922, Москва,—14.03.1982, Москва)
- сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Чл. КПСС с 1945. Окончил Моск. консерваторию по классу композиции А.Н. Александрова (1949). В 1973—75 директор Большого т-ра СССР. Автор 7 опер, песен, музыки к кинофильмам, балета «Макбет» по Шекспиру (1980, Киргизский т-р оперы и балета, балетм. У. Сарбагишев; Большой т-р СССР, балетм. В.В. Васильев).


Морозов Игорь Владимирович  [6(19).5.1913, Луганск,—24.11.1970, Москва]
- сов. композитор. В 1936 окончил Моск. консерваторию. Писал в разл. жанрах, с особым успехом в области музыки для детей. Популярность завоевал его балет «Доктор Айболит» (1947, Новосибирский т-р, балетм. М.Ф. Моисеев; Гос. пр. СССР, 1948), пост, во мн. т-рах СССР и др. социалистич. стран.


Моцарт (Mozart) Вольфганг Амадей  (27.1.1756, Зальцбург,—5.12.1791, Вена)
- австр. композитор. Учился у отца, Леопольда Моцарта и нек-рое время — у Дж. Б. Мартини. Создал произв. во всех совр. ему муз. жанрах, в т. ч. балет-пантомиму «Безделушки» (1778, парижская Опера, балетм. Ж.Ж. Новер). Моцарту приписывается также партитура балета «Рекруты, или Испытание любви» (1791), найденная в Граце в 1928 (пост. под назв. «Испытание любви», 1936, «Балле рюс де Монте-Карло», балетм. М.М. Фокин). Нек-рые из опер Моцарта включают развёрнутые дивертисменты, в т. ч. «Асканий в Альбе» (1771, т-р «Реджо дукале», Милан, балетм. Пик и Фабье), «Луций Сулла» (1772, там же, балетм. Ш. Ле Пик и Дж. Соломони), «Идоменей» (1781, «Резиденц-театр», Мюнхен, балетм. П. Легран) и др. В отличие от Глюка, Моцарт не стремился к последовательной драматизации балетной музыки. Тем не менее его обращение к этому жанру явилось одним из высших достижений муз. культуры 18 в. в области балета.

Симф. и инструм. наследие Моцарта привлекает совр. хореографов. Среди балетов, пост. на муз. Моцарта: «Сон маркизы» (1921, парижская Опера, «Метрополитен-опера», Нью-Йорк, балетм. Фокин), «Танцующий Аполлон и слава Поэта» (1936, Париж, балетм. С. Лифарь), «Маленькая ночная музыка» (1939, Польский балет, Ницца, балетм. Л. Вуйциковский), «Концертная симфония» (на муз. концерта для скрипки и альта с орк., 1947, «Балле сосайети», Нью-Йорк), «Караколь» («Гарцевание», на муз. дивертисмента № 15, 1952, «Нью-Йорк сити балле»; 1978, парижская Опера) — оба балетм. Дж. Баланчин; «Симфония № 29» (1957, Нидерландский нац. балет, балетм. Р. ван Данциг), «Концерт для флейты и арфы» (1966, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко), «Пражская симфония» (1967, «Балет Праги», балетм. Л. Огоун), «Тайники» (на муз. Анданте для фп., 1967, «Сити сентер Джофри балле», балетм. Дж. Арпино), «Полёт Тальони» из балета «Классицизм-романтизм» (на муз. 2-й части концерта для кларнета с орк., 1971) и «Моцартиана» (на муз. разл. соч., 1974) — оба ленингр. ансамбль Хореографические миниатюры, балетм. Л.В. Якобсон; «Моцарт и Сальери» (на муз. концерта ре минор для фп. с оркестром и др. соч. М. и Сальери, 1973, Большой т-р, балетм. В. Боккадоро), «Симфония № 40» (2-й акт балета «Эти чарующие звуки» на муз. симфонии № 40 соль минор, 1978, Большой т-р, балетм. В.В. Васильев) и мн. др.


Мошков Борис Прокопьевич  [9(22).1.1903, Горький,—3.4.1968, Москва]
- сов. композитор. В 1930 окончил Моск. консерваторию. Работал дирижёром и зав. муз. частью в разл. т-рах. Автор музыки балетов «Бэла» (по М.Ю. Лермонтову, 1955, Пермский т-р, балетм. Т.Е. Рамонова), «Грушенька» (по H.С. Лескову, 1957, там же, балетм. тот же), «Сердце Марики» (1959, Свердловский т-р, балетм. Г.И. Язвинский).


Мусоргский Модест Петрович  [9 (21).3.1839, с. Карево, ныне Куньинского р-на Псковской обл.,—16 (28).3.1881, Петербург]
- рус. композитор. Член объединения «Могучая кучка». Занимался композицией под рук. М.А. Балакирева. Автор опер, инструм. и вокальных произв. Его творч. принципы сформировались под влиянием эстетики рус. революц. демократов. Стремясь к реализму, Мусоргский особенно подчёркивал значение правдивого муз. претворения интонаций речи. Мн. новаторские находки Мусоргского предвосхищают позднейшие открытия композиторов 20 в. В центре творчества композитора — народные муз. драмы «Борис Годунов» (1868—69, 2-я ред. 1872) и «Хованщина» (1872—80, окончена Н.А. Римским-Корсаковым).

Продолжая традиции М.И. Глинки, Мусоргский ввёл в эти оперы развёрнутые танц. сцены, играющие важную драматургич. роль (полонез в «Борисе Годунове», «Пляска персидок» в «Хованщине»). Народно-танц. эпизоды есть также в опере Мусоргского «Сорочинская ярмарка» (1874—80, окончена Ц.А. Кюи). Симфонич. поэма Мусоргского «Ночь на Лысой горе» (1867) неоднократно получала хореографич. воплощение (1918, т-р сада «Аквариум», балетм. А.А. Горский; 1924, Русский балет Дягилева, балетм. Б.Ф. Нижинская; 1943, «Балле тиэтр», балетм. Д. Лишин; 1934, под назв. «Чёрная магия», парижская Опера, балетм. С. Лифарь; 1951, филиал Большого т-ра, балетм. Р.В. Захаров). На муз. Мусоргского ставились балеты: «Картинки с выставки» (1928, Гаага, балетм. Г. Хесс; 1944, «Балле интернэшонал», США, балетм. Б.Ф. Нижинская; 1947, Вена, балетм. Э. Ханка; 1963, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Ф.В. Лопухов; 1972, Гётеборг, балетм. Э.М. фон Розен), «Видения» (1945, Стокгольм, балетм. Ю. Алго), «Сорочинская ярмарка» (в аранжировке Н.Н. Черепнина; 1943, труппа «Балле тиэтр», т-р «Метрополитен-опера», балетм. Д. Лишин). Л.В. Якобсоном поставлена миниатюра «Баба-яга» на муз. пьесы из «Картинок с выставки» (1965).










А........ Б........ В........ Г........ Д........ Е........ Ж


З........ И........ К........ Л........ М........ Н........ О


П........ Р........ С........ Т........ У........ Ф........ Х


Ц........ Ч........ Ш........ Щ........ Э........ Ю........ Я




Начало

Главная








    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
© BALLETMUSIC, 2008-2010