Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





КОМПОЗИТОРЫ

"Г"


Гербер Юлий Густавович [1831, Варшава,—20.11(2.12).1883, Москва]
- рус. скрипач, композитор и дирижёр. С 1845 года служил в оркестре Большого т-ра, в 1869—82 дирижёр балета и композитор этого т-ра. С 1871 года также инспектор музыки Моск. имп. т-ров. Сочинял камерно-инструментальные ансамбли, скрипичные и фортепьянные пьесы, балеты, в т. ч. «Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» (1867, балетм. С.П. Соколов), «Последний день жатвы» (1868, балетм. тот же), «Трильби» (1870, балетм. М.И. Петипа), «Кащей» (1873, балетм. тот же), «Стелла» и «Ариадна» (оба — 1875, балетм. тот же). П.И. Чайковский считал Гербера талантливым композитором балетной музыки.


Герольд (Herold) Луи Жозеф Фердинан  (28.1.1791, Париж,—19.1.1833, Терн, близ Парижа)
- франц. композитор. Сын пианиста и композитора Франсуа Жозефа Герольда. Композиции обучался у Ф. Фетиса и в Парижской консерватории у Э. Мегюля. Автор более 20 опер и балетов, в т. ч.: «Астольф и Джоконда», «Сомнамбула, или Приезд нового сеньора» (балеты-пантомимы, оба — 1827); «Лидия», «Тщетная предосторожность» (наиболее известный, написан на основе анонимной музыки балета того же названия с включением музыки Россини; оба — 1828), «Спящая красавица» (1829) — все пост. в парижской Опере, балетм. Ж. Омер; «Деревенская свадьба» (пост, во дворце Тюильри и в «Опера комик», 1830). Творчество Герольда относится к эпохе формирования франц. романтич. балета. Музыка его балетов отмечена мелодизмом, использованием интонаций франц. городского фольклора, изяществом инструментовки.


Гертель (Hertel) Петер Людвиг  (24.4.1817, Берлин, — 13.6.1899, там же)
- нем. композитор. До 1893 года композитор и дирижёр балета при Королевской опере в Берлине. Автор балетов, пост. П. Тальони: «Сатанилла» (1852), «Приключения Флика и Флока» (1858), «Сарданапал» (1865), «Фантаска» (1869). Балет Гертеля «Тщетная предосторожность» (1864, Берлин, балетм. Тальони) благодаря мелодичности и танцевальности музыки имел большой успех и широко ставился на балетных сценах.


Гершвин (Gershwin) Джордж (наст, фам.— Гершович)  (26.9.1899, Бруклин, Нью-Йорк, — 11.7.1937, Беверли-Хилс, Калифорния)
- амер. композитор и пианист. Систематич. муз. образования не получил, композиции учился самостоятельно. В 1928 году жил в Париже. Автор опер, оперетт, оркестровых произведений. В его музыке своеобразно сочетаются традиции амер. (негритянского) джаза, т. н. эстрады Бродвея, с формами европ. муз. классики — оперной, симфонич., концертной. Яркая мелодичность музыки Гершвина, её неизменная связь с песенно-танц. ритмами нар. фольклора обусловили интерес хореографов к творчеству композитора. Среди балетов, пост, на его музыку: «Рапсодия в стиле блюз» (1927, балетм. А. Долин, ставили также балетм. А. Миллош, Н. Вершинина, Й. Немечек, Р. Родем и др.), «Американец в Париже» (1946, на муз. симфонич. сюиты, балетм. Т. Болендер; 1951, фильм-балет, балетм. Р. Пейдж; 1963, балетм. В. Боккадоро, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), «Pas de dieux» (на муз. Концерта для фп. с оркестром, 1960, парижская Опера, балетм. Дж. Келли), «Гершвин-кончерто» (на ту же музыку, 1972, Нем. гор. опера, Зап. Берлин, балетм. Дж. Клиффорд), «Ньюйоркец» (на муз. разл. произв. Г., 1940, балетм. Л.Ф. Мясин), «Не всё ли равно?» (на муз. песен Г., 1970, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин), «Настоящий Мак-Кой» (на муз. песен Г., 1974, балетм. Э. Фелд), «Поэма о негре» (1963, Свердловский т-р, балетм. Е.Ф. Дорофеев), «Партнеры по танцу» (1977, Париж, балетм. Ж. Руссильо; показан в СССР в 1979) и др.


Глазунов Александр Константинович  [29.7(10.8).1865, Петербург, — 21.3.1936, Париж]
- рус. композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. Республики (1922), почётный доктор Оксфордского и Кембриджского ун-тов (1907). Ученик Н.А. Римского-Корсакова. Один из крупнейших рус. симфонистов, Глазунов был чрезвычайно чуток к выразительным возможностям танцевально-пластич. свойств муз. формы («Свадебное шествие», «Концертные вальсы», «Балетная сюита»). Танц. темы пронизывают его симфонии (4-я и 6-я), квартеты. Склонность к симфонизации жанрово-танц. образов («Шопениана», «Гадание и пляска») привела Глазунова в балетный т-р. В отличие от П.И. Чайковского, подчинившего жанр балета-феерии законам муз. драмы, Глазунов выявляет и обобщает лирико-эпические тенденции, заложенные в образных и композиц. структурах «большого балета» («Раймонда», 1898, Мариинский т-р, балетм. М.И. Петипа). Традиционные схемы классич. танца становятся, по словам Глазунова, «благотворными оковами», в к-рых воспитывается его чувство формы, кристаллизуется определённый тип симфонизма. Несмотря на жанровые различия (напр., парадность монументальной «Раймонды» и пасторальный колорит одноактной «Барышни-служанки», 1900, Эрмитажный, затем Мариинский т-ры, балетм. Петипа; см. «Испытание Дамиса») балеты Глазунова обладают единством стиля. Их драматургия строится на образном взаимопроникновении разл. жанровых сфер. Так, в «Раймонде» любовное соперничество Абдерахмана и де Бриена воплощено в контрастном сопоставлении испано-араб. и венг. сюит танцев; в балете «Барышня-служанка» лирический мелос вариаций и дуэтов Изабеллы и Дамиса оттенён сюитой старинных франц. танцев, передающих стилизованную обстановку «галантного века». В балетах Глазунова новое значение (по сравнению с Чайковским) приобретают массовые жанрово-характерные образы. С ними связано преобладание сюитно-циклич. форм. Грандиозные жанровые циклы «Раймонды» — гл. средство достижения муз. единства партитуры и основа симфонизации и слияния классич. и характерного танца (венг. классическое Grand pas в 3-м акте). В балете «Времена года» (1900, Эрмитажный, затем Мариинский т-ры, балетм. Петипа) Глазунов, сохраняя традиционные композиц. формы каждой из 4 частей (следующих без перерыва), создаёт целостную симф. конструкцию всей партитуры. Так возникает хореографич. симфония, получившая развитие в европ. балетной музыке нач. 20 в.

Балеты Глазунова — самое значит. явление балетного симфонизма на рубеже 19 — 20 вв., соответствующее нормам театр, поэтики балетм. Петипа. Подобно «высокому академизму» классич. танца в спектаклях Петипа, возникшему в результате отбора и творч. синтеза разнообразных традиций хореографии 19 в., партитуры Г., подытоживая завоевания муз. классики, сообщают им незыблемую устойчивость академич. формы. Уступая «Спящей красавице» в драматизме и мастерстве психологич. характеристики, «Раймонда» Глазунова—Петипа представляет собой законченный образец единого муз.-танц. стиля эпохи. Симф. музыка Глазунова неоднократно становилась материалом для хореографич. интерпретаций: Вступление и пляска Саломеи из музыки к драме «Саломея» Уайльда («Пляска семи покрывал», 1908, Петербург, балетм. М.М. Фокин), симф. поэма «Стенька Разин» (одноим. балет, для к-рого Глазунов дописал «Пляску дружины Разина» на тему нар. песни «Вниз по матушке по Волге», 1915, Петроград, балетм. Фокин; 1918, Москва, балетм. А.А. Горский), 5-я симфония (1916, Москва, балетм. Горский) и др.



Глебов Евгений Александрович (р. 10.9.1929, Рославль Смоленской обл.)
- сов. композитор. Нар. арт. БССР (1973). В 1956 окончил Белорус, консерваторию (класс комп. А. Богатырёва). Автор симфонических произведений, оперы, оперетты, балетов: «Мечта» (1961, Минский т-р), «Хореографические новеллы» (1965, там же), «Альпийская баллада» (1967, там же; 1972, Челябинск), «Избранница» (1969, там же, все — балетм. О.М. Дадишкилиани; 1970, Новосибирск), «Тиль Уленшпигель» (1974, Минск, балетм. тот же; 1977, Ленинград и Хельсинки, 1978, Минск — все В.Н. Елизарьев). С 1971 преподаёт в Белорус, консерватории, с 1978 доцент. Гос. пр. БССР (1970).


Глинка Михаил Иванович  [20.5(1.6).1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского р-на Смоленской обл., — 3(15).2.1857, Берлин]
- рус. композитор. Основоположник рус. классич. музыки. Его творчество определило нац. и мировое значение рус. музыки, обозначив осн. пути её развития в творчестве композиторов последующих поколений, в первую очередь — «Могучей кучки» и П.И. Чайковского. Не сочинив ни одного балета, Глинка использовал танц. формы в своих произведениях. Танец у Глинки впервые в рус. музыке стал одним из средств создания образов героев в опере, картин нар. жизни в симфонич. увертюрах, выражал богатое лирич. содержание.

Балетные сцены в операх Глинки, его симфонич. сочинения и особенно «Вальс-фантазия» (первонач. для фп., 1839; оркестровая ред. 1845; последняя ред. 1856) положили основание будущему классич. рус. балету, подготовили балетную реформу Чайковского. В сюите польских танцев из «Ивана Сусанина» (1836), танцах дев Наины и восточных танцах из «Руслана и Людмилы» (1842), выполняющих важную роль в драматургии спектакля, определились гл. принципы танц. формы. Их отличают образно-тематич. и интонац. родство, волнообразное развитие при контрастном сопоставлении отдельных звеньев формы, логика тонального движения. Польские танцы в «Иване Сусанине» — первый в рус. балетной музыке пример симфонич. разработки танц. тематики. Особенности симфонизма Глинки наиболее полно раскрылись в «Испанских увертюрах» («Арагонская хота», 1845, «Ночь в Мадриде», 1851) и в «Камаринской» (1848), где основой произв. являются подлинные нар. танцы.

На музыку сочинений Глинки создавались балетные представления: «Сон» (1915, Мариинский т-р, Петроград, сцен, и балетм. М.М. Фокин), «Арагонская хота» (1916, Мариинский т-р, Петроград, сцен, и балетм. тот же, реж. В.Э. Мейерхольд), «Испанские эскизы» (1918, т-р сада «Аквариум», Москва, сцен, и балетм. А.А. Горский), «Я помню чудное мгновенье» (по А.С. Пушкину, на основе ряда произв. Г. в интерпретации Г. Синисало; 1962, Т-р им. М. Джалиля, Казань, балетм. И.В. Смирнов; 1962, Львовский т-р оперы и балета, балетм. М.С. Заславский; 1963, Харьковский т-р оперы и балета, балетм. Н.Д. Юлтыева и И.В. Смирнов), «Русские миниатюры» (на муз. Г., А.А. Алябьева, А.К. Лядова, А.С. Даргомыжского, Чайковского; 1962, Большой т-р, балетм. В.А. Варковицкий), «Па-де-катр» (на муз. увертюры к опере «Руслан и Людмила», 1966, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко), «Глинкиана» (на муз. разл. произв. Г., 1967, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Баланчин).



Глиэр Рейнгольд Морицевич  [30.12.1874 (11.1.1875), Киев, — 23.6.1956, Москва]
- сов. композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. СССР (1938). Доктор искусствоведения (1941). В 1900 окончил Моск. консерваторию (по композиции у М.М. Ипполитова-Иванова), в 1906—08 брал уроки дирижирования у О. Фрида в Германии. Автор опер, симфонич. и инстр. произв., Глиэр большое внимание уделял театральной и, особенно, балетной музыке. Значительной вехой в истории отечеств, балета стал «Красный мак» (1927, Большой т-р, балетм. Л.А. Лащилин и В.Д. Тихомиров; 1949, там же, балетм. Л.М. Лавровский; 1949, Т-р им. Кирова, балетм. Р.В. Захаров) — первый советский репертуарный балет на совр. революц. тему, заложивший основу развития сов. реалистич. балетного иск-ва. В музыке балета использованы ранние соч. Глиэра, а также рус. и кит. песенно-танцевальный фольклор; ярко обрисованы нар. сцены. При всей новизне идейно-образных задач музыкальная драматургия произв. близка к традициям балета дивертисментного типа.

Значительно большая муз.-драматургич. стройность, преемственная связь с традициями рус. симфонич. балета (Чайковский, Глазунов) свойственны балету «Медный всадник» (по поэме Пушкина, 1949, Т-р им. Кирова, балетм. Захаров; Гос. пр. СССР, 1950). Цельность формы, развёрнутая система лейтмотивов, углублённые муз. характеристики гл. героев сочетаются здесь с разнообразием картин природы и бытовых сцен (в музыке к-рых творчески претворены интонации и ритмы нар. и придворного танца, гор. романса нач. 19 в., музыки «петровской эпохи»). Глиэру принадлежат также балеты: «Хризис» (1912, Интернациональный т-р, Москва, балетм. Н. Милль), «Клеопатра» («Египетские ночи», по Пушкину, 1926, Муз. студия МХАТа, Москва), «Комедианты» («Дочь народа» по пьесе «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, 1931, Большой т-р, балетм. А.И. Чекрыгин; 2-я ред. «Дочь Кастилии», 1955, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. А.В. Чичинадзе), «Тарас Бульба» (по Гоголю, соч. 1951—52). Глиэр осуществил также новую ред. балета «Эсмеральда» Пуньи (совм. с С.Н. Василенко, 1950, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. В.П. Бурмейстер). Гос. пр. СССР (1946, 1948). На муз. Глиэра поставлен балет «Pas rompu» (на муз. концерта для голоса с оркестром, «Гран балле канадьен», балетм. Ф. Но). Глиэр преподавал в Муз. уч-ще им. Гнесиных, в Киевской и Моск. консерваториях (с 1913 проф.). Среди его учеников — Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Б.Н. Лятошинский, Л.К. Книппер.



Глюк (Gluck) Кристоф Виллибальд  (2.7.1714, Эрасбах, Бавария, — 15.11.1787, Вена)
- австр. композитор. Реформатор европ. муз. т-ра, один из крупнейших представителей муз. классицизма 18 в. Написал 107 опер, часто включавших в себя танц. номера, а также несколько балетов-пантомим, явившихся важной вехой в истории балетного т-ра. Их музыка отличается драматич. выразительностью, лаконизмом, неск. суровым колоритом. Отказавшись от барочного изящества балетной музыки своих предшественников, от присущей ей дивертисментности, Г. стремился к композиц. единству своих произведений, основанному на контрастности эпизодов. Наиболее известен «Дон Жуан, или Каменный гость» (пост, в 1761 в венском «Бургтеатре», балетм. Г. Анджолини, сц. Р. Кальцабиджи по Мольеру), к-рый считается первым в европ. т-ре «действенным балетом». В сотрудничестве с Анджолини Глюк создал балеты: «Семирамида» (1765, Вена), «Александр» (1765, Лаксенбург), «Китайский сирота» (1774, Вена), а также «Ахилл» (дата пост, неизвестна). Комич. опера Глюка «Осаждённая Питера» переработана Анджолини в балет (1762, Вена).

Значительна роль балета в операх Глюка зрелого периода, в них музыка хореографич. сцен неразрывно связана с драматич. действием, эмоционально дополняет его, образуя (вместе с музыкой и словом) органич. единство всех компонентов произведения. В постановках опер Глюка участвовали выдающиеся хореографы, в т.ч. реформатор европ. балета Ж.Ж. Новер. Постановки опер Глюка в Вене: «Орфей и Эвридика» (балетм. Анджолини, 1762), «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770) — оба балетм. Новер, и др.; в парижской Опере: «Ифигения в Авлиде» (балетм. Г. Вестрис, 1774), «Орфей и Эвридика» (2-я ред., для сцены фурий добавлена муз. балета «Дон Жуан», 1774), «Осаждённая Питера» (2-я ред., опера-балет, 1775), «Альцеста» (2-я ред., 1776), «Армида» (1777, балетм. Новер); «Ифигения в Тавриде» (балетм. тот же), «Эхо и Нарцисс» (оба — 1779, балетм. тот же). На рус. сцене танцы в опере «Орфей и Эвридика» были пост. М.М. Фокиным (1911, Мариинский т-р, Петербург, реж. В.Э. Мейерхольд). Произведения Глюка живут и на совр. сцене. Нек-рые его оперы иногда ставятся как балеты (с певцами, находящимися в оркестре): «Орфей и Эвридика» (1927, балетм. Р. Лабан; 1936, «Метрополитен-опера», Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин; 1941, Лондон, балетм. Н. де Валуа; 1947, Лейпциг, балетм. М. Вигман; 1975, Вупперталь, балетм. П. Бауш), «Альцеста» (1958, Мангейм, балетм. Вигман), «Ифигения в Тавриде» (1974, Вупперталь, балетм. Бауш) и др. В СССР пост, балет «Клитемнестра» на муз. из разл. опер Глюка (2-й акт спектакля «Ифигения», 1972, Ленингр. Малый т-р, балетм. Н.А. Долгушин).



Григ (Grieg) Эдвард Хагеруп  (15.6.1843, Берген, — 4.9.1907, там же)
- норв. композитор. Основоположник норв. муз. классики. Окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепьяно и композиции (1862). Концертировал с исполнением своих произв. во мн. городах Европы как пианист и дирижёр (1902, Варшава и Рига). Автор соч. для фортепьяно, романсов, камерных ансамблей, хоровых и оркестровых произв., музыки к драматич. спектаклям. Творчество Грига связано с норв. песенным и танц. фольклором, обогащенным композитором высшими достижениями муз. романтизма. Насыщенная танц. ритмами, музыка Грига часто привлекала хореографов (танцевально-концертные номера — «Танец Анитры», балетм. А.А. Горский, 1901; ряд миниатюр Л.В. Якобсона, и др.). На музыку Грига пост, балеты: «Любовь быстра» (1913, Большой т-р, балетм. Горский), «Сольвейг» (муз. ред. Б.В. Асафьева, 1922, Петрогр. академич. т-р оперы и балета, балетм. П.Н. Петров; новый вариант, 1952, муз. ред. Асафьева и Корнблита, Ленингр. Малый т-р, балетм. Якобсон), «Ледяная дева» (муз. ред. Асафьева, 1927, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Ф.В. Лопухов), «Двенадцатая ночь» (1942, «Интернэшонал балле», балетм. А. Хоуард), «Пер Гюнт» (муз, ред. Я.А. Вощака, Н.И. Трегубова, 1940; 1955, Львовский т-р оперы и балета, балетм. Трегубов), «Фея Рондских гор» (1980, Т-р им. Кирова, балетм. О.М. Виноградов). Балетное воплощение получили также концерт для фортепьяно с оркестром Грига («Концерт», 1951, Париж, балетм. Ж. Шарра; 1953, балетм. В. Ламбринос), «Из времён Хольберга» (1967, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко, 1970, Нью-Йорк, балетм. А. Митчелл) и др.












А........ Б........ В........ Г........ Д........ Е........ Ж


З........ И........ К........ Л........ М........ Н........ О


П........ Р........ С........ Т........ У........ Ф........ Х


Ц........ Ч........ Ш........ Щ........ Э........ Ю........ Я




Начало

Главная






    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
© BALLETMUSIC, 2008-2010