Главная
Библиотека
Фонотека
Полезные ссылки
О сайте
Танцевальные жанры
Галерея
Композиторы
Балеты
Концертмейстеру балета



Новости
сайта
Гостевая
книга
Заявки
Программы
для просмотра файлов





КОМПОЗИТОРЫ

"С"


Сати (Satie) Эрик Альфред Лесли  (17.5.1866, Онфлёр,—1.7.1925, Аркёй, близ Парижа)
- франц. композитор. Композицией занимался вначале самостоятельно, с 1905 — у B. д'Энди и А. Русселя. Искания Сати и его эстетич. суждения оказали заметное воздействие на творч. формирование композиторов «Шестёрки» и др. музыкантов 1-й четв. 20 в. Ранний балет Сати «Успуд» (пост. 1892) остался почти незамеченным, зато большую известность приобрёл написанный по заказу С.П. Дягилева «Парад» (1917, Русский балет Дягилева, балетм. Л.Ф. Мясин). Др. балеты: «Эксцентрическая красавица» (1921, Шведский балет, Париж, балетм. Кариатис), «Первая любовь», «Меркурий» (оба — 1924, Париж, балетм. Мясин), «Спектакля не будет» (1924, Париж, Шведский балет, балетм. Ж. Берлин). На музыку разл. произведений Сати (в оркестровке Мийо, Дебюсси, Ланчбери и др.) поставлены балеты: «Джек из коробки» («Попрыгунчик», 1926, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. Дж. Баланчин), «Кваннон» (1927, балетм. Р. Сен-Дени), «Гимнопедии» (1932, балетм. Ч. Вейдман), «Монотонности» (на муз. «Трёх гимнопедий» и «Трёх гносиенн», 1966, Королевский балет, Лондон, балетм. Ф. Аштон, показан в СССР труппой «Сити сентер Джофри балле» в 1974), «Идиллическая песнь» (1944), «Обезьяньи танцы» (1948), «Тустеп» (1949), «Септет» (1953), «Ноктюрн» (1956), все — балетм. М. Каннингем; «Спорт» и «Фоллиз» (оба — 1974, балетм. П. Тейлор) и др.


Сен-Санс (Saint-Saens) Камиль  (9.10.1835, Париж,—16.12.1921, Алжир)
- франц. композитор, пианист, дирижёр и музыкальный критик. Член Ин-та Франции (1881). Окончил Парижскую консерваторию (у Н.А. Ребера и Ф. Галеви). Сен-Санс создал мн. произведений в разл. жанрах, в т. ч. балет «Жавотта» (1896, «Гран театр», Лион, балетм. Марикита; 1909, парижская Опера, балетм. Л. Статс; в России: 1902, Мариинский т-р, балетм. П.А. Гердт). Оперы Сен-Санса («Самсон и Далила», «Генрих VIII») также включают в себя развёрнутые балетные дивертисменты. На муз. Сен-Санса пост. балеты: «Умирающий лебедь» (миниатюра на муз. одной из частей сюиты «Карнавал животных», 1907, пост. М.М. Фокиным для А.П. Павловой), «Карнавал животных» (на муз. одноим. сюиты, 1943, «Балле Рамбер», Лондон, балетм. А. Хоуард), «Мрачное видение» (1965, Большой канадский балет, Монреаль, балетм. Р. Пейдж), «Сен-Санс-Кончерто» (1966, «Харкнесс балле», Нью-Йорк, балетм. Сивере) и др.


Сибелиус (Sibelius) Ян (Юхан)  [8.12.1865, Хяменлинна (Тавастехус),—20.9.1957, Ярвенпя, близ Хельсинки]
- фин. композитор. Учился в Хельсинкской консерватории у М. Вегелиуса, в Берлине и Вене. Крупнейший из мастеров фин. школы, Сибелиус создал оперу, симфонич. и инструм. произведения, балет «Скарамуш» (соч. 1913, пост. 1922, Королевский дат. балет, Копенгаген, балетм. Э. Вальбом; 1936, Нац. опера, Рига, балетм. О. Леманис; 1955, Нац. опера, Хельсинки, балетм. И. Коскинен и др.).

Музыка Сибелиуса, отчасти продолжающая позднеромантич. традиции, обладает ярко выраженной национальной окрашенностью, суровостью колорита, сдержанным драматизмом; она послужила основой для балетов: «Одержимость» (1931, Монте-Карло, балетм. Б. Князев), «Леди из Шалотт» (1931, «Балле клаб», Лондон, балетм. Ф. Аштон), «Сага» (на муз. одноим. симфонич, поэмы, 1938, Хельсинки, балетм. А. Сакселин), «Исповедальня» (на муз. к пьесе «Пеллеас и Мелизанда» Метерлинка, 1941, «Оксфорд балле клаб»), «Антония» (1949, «Балле Рамбер», Лондон), «Джиневра» (1956, Нидерландский Нац. балет, Гаага) — все три балетм. У. Гор, «Хадра» (1946, «Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле», Лондон, балетм. С. Франка), «Море меняется» (1949» «Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле», Лондон, балетм. Дж. Кранко), «Пеллеас и Мелизанда» (1970, Милан, балетм. Л. Гай), «Перисинтион» (1974, Сидней, балетм. Р. Хелпмен), «Буря» (на муз. к одноим. драме Шекспира, 1974, Хельсинки, балетм. И. Экк), «Калевала» (1975, Гётеборг, балетм. У. Гадд). Симфонич. поэма «Туонельский лебедь» неоднократно ставилась как па-де-де (1958, Оперный т-р, Лейпциг; исполнители — У. Каин и Дж. Теис; 1969, «Комише опер», Берлин, балетм. Т. Шиллинг и др.).


Симон Антон Юльевич  [5.8.1850, Париж,—19.1(1.2). 1916, Москва]
- рус. композитор, дирижёр, педагог. Учился в Парижской консерватории по классу фп. у А.Ф. Мармонтеля, по композиции у Ж.Л. Дюпрато. С 1871 жил в Москве. Был капельмейстером московского т-ра «Буфф». С 1897 инспектор оркестра моск. имп. т-ров. Автор опер, соч. для оркестра, камерно-инструм., вокальных и др. произв., балетов «Звёзды» (1898, балетм. И.Н. Хлюстин), «Оживлённые цветы» (1899), мимодрамы с танцами — «Дочь Гудулы» («Эсмеральда», 1902, балетм. А.А. Горский) — все пост, в Большом т-ре.


Скрябин Александр Николаевич  [25.12.1871 (6.1.1872), Москва,—14(27).4.1915, там же]
- рус. композитор и пианист. Учился у Г.Э. Конюса, затем в Моск. консерватории у С.И. Танеева и А.С. Аренского. В нек-рых фп. произв. Скрябина нашли художеств. претворение танц. жанры (мазурка, вальс, полонез). На музыку разл. сочинений Скрябина пост. балеты: «Прометей» (1918, Москва, Большой т-р), «Поэма экстаза» (1956, Нью-Йорк, балетм. А. Соколова, под назв. «Поэма»; 1963, там же, балетм. Р. Вагнер; 1968, под назв. «Экстазы», балетм. Р. Пти, «Ла Скала», Милан; 1970, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко), «Скрябиниана» (1962, Москва, Большой т-р, балетм. К.Я. Голейзовский), «Желание» и «Сумерки» (1972, Гамбург, балетм. Дж. Ноймайер), «Третья симфония» (1974, Дюссельдорф, балетм. Э. Вальтер), «Прелюдии и этюды Скрябина» (1978, «Лондон контемпорэри дане тиэтр», балетм. Р. Норт) и др.


Соловьев-Седой Василий Павлович (наст. фам.— Соловьёв)  [12(25).4.1907, Петербург,—2.12.1979, Ленинград]
- сов. композитор. Нар. арт. СССР (1967). Герой Социалистич. Труда (1975). Окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции П.Б. Рязанова (1936). Выдающийся мастер песни. Автор муз. комедий, музыки к спектаклям драматич. т-ров и кинофильмам. Написал музыку балетов «Тарас Бульба» (1940, Т-р им. Кирова, балетм. Ф.В. Лопухов; 2-я ред. 1955, там же, балетм. Б.А. Фенстер), «В порт вошла „Россия" (1964, там же, балетм. Р.В. Захаров). Музыке Соловьева-Седова свойственны мелодизм, лирич. задушевность, жизнерадостность. Она проста и танцевальна, связана с народно-песенными истоками. Гос. пр. СССР (1943, 1947), Ленинская пр. (1959).


Спендиаров (Спендиарян) Александр Афанасьевич  [20.10(1.П).1871, Каховка,— 7.5.1928, Ереван]
- сов. композитор и дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1926). Теорию композиции изучал у А.С. Кленовского в Москве (1892—94) и Н.А. Римского-Корсакова в Петербурге (1896—1900). Классик арм. музыки, заложивший основы нац. симфонизма, Спендиаров создал также одну из лучших нац. опер — «Алмаст» (1928), содержащую массовые нар. Сцены — хоры, танцы. Богатая пластика ритмов, острая характерность образов, картинная выразительность музыки Спендиарова привлекали внимание балетмейстеров. В 1912 М.М. Фокин на муз. симфонич. поэмы Спендиарова «Три пальмы» (Глинкинская пр., 1908) пост. балет «Семь дочерей горного короля» (премьера в Берлине, в гл. партии — А.П. Павлова). В 1964 на ту же музыку балетм. Е.Я. Чанга пост. в Т-ре им. Спендиарова балет «Три пальмы». На муз. разл. сочинений Спендиарова создан балет «Хандут» (муз. ред. и композиция Г.Е. Будагяна, 1945, Т-р им. Спендиарова, балетм. И.И. Арбатов; 1953, там же, балетм. В.А. Варковицкий и З.М. Мурадян).


Старцер, Штарцер (Starzer), Йозеф  (1726, Вена,—22.4.1787, там же)
- австр. композитор. В 1760-х гг. работал в России. Автор оркестровых, скрипичных и других сочинений. Написал музыку ко мн. балетам, в т.ч. пост. Ж.Ж. Новером в Вене: «Дон Кихот» (1768), «Роджер и Брадаманта» (1772), «Пять султанш» (1772), «Адель де Понтье» и «Оставленная Дидона» (1773), «Горации и Куриации» (1775). Старцеру принадлежит также музыка балета «Возвращение весны, или Победа Флоры над Бореем» (1760, Петербург, балетм. Ф. Хильфердинг).


Стравинский Игорь Фёдорович  [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов,— 6.4.1971, Нью-Йорк, похоронен в Венеции]
- рус. композитор. Родился в семье певца Мариинского т-ра Фёдора Игнатьевича Стравинского. Муз. образование получил под рук. Н.А. Римского-Корсакова. Творчество Стравинского открыло новые пути взаимодействия муз. и хореографич. образов, гибкого и тонкого согласования музыки и танца, где «нитью Ариадны» стал энергичный, выразительный ритм. Первый балет Стравинского «Жар-птица» (сказка-балет, 1910, Париж, балетм. М.М. Фокин) был создан в русле исканий группы «Мир искусства», возглавлявшейся организатором Русских сезонов в Париже С.П. Дягилевым. «Жар-птица» отразила ориентацию на экзотич. зрелище с претворением фольклорных прообразов в духе эстетики импрессионизма. Яркая красочность музыкально-живописных решений, присущая музыке балета, утончённая пластика нашли совершенное воплощение в хореографии Фокина.

Однако Стравинский вскоре решительно порывает с прежними установками, ведя поиск в новом направлении. В балете «Петрушка» (потешные сцены, 1911, Париж, балетм. Фокин) на фоне праздничной суеты ярмарочного гуляния развёртывается драма одушевлённых кукол, имитирующая сложные переплетения человеческих страстей. В партитуру балета вторгаются обороты уличных, «площадных» мелодий, поданных с подчёркнутой экспрессией. Стихия движения, рождающаяся в сочетаниях энергичных пластич. ритмов, господствует в «Весне священной» (1913, Париж, балетм. В.Ф. Нижинский). Партитура этого балета в значит, степени определила развитие музыки 20 в., открыв новые способы организации муз. материала. При этом балет пронизан своеобразной пластикой, создаваемой резкими, неожиданными сменами острых, импульсивных ритмов. Жёсткость гармонии при опоре на краткие мелодические попевки-формулы, особая выразительность мелоса тембровых комплексов — всё это поставило перед хореографией нелёгкие проблемы, стимулировав поиски новых средств пластич. выразительности.

В годы 1-й мировой войны Стравинский вновь круто изменил свою стилистич. ориентацию. По-прежнему весьма важной оставалась для него роль рус. фольклорного начала, но в его трактовке наметились существенные сдвиги. Наиболее яркие сочинения, завершившие «русский период» творчества композитора, — «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» (завершено в 1916, пост. 1922, Париж, балетм. Б.Ф. Нижинская), «История солдата» (1918, Лозанна, реж. Л. и Ж. Питоевы) и, особенно, «Свадебка» (1923, Париж, балетм. Нижинская). Все они являются синтетич. представлениями, включающими хореографически-организованное действие как один из компонентов спектакля. «Байка» выдержана в духе весёлого скоморошьего представления, где функции поющего и играющего актёров разделены (приём «нонперсонификации»). «История солдата» — своеобразный отклик на события 1-й мировой войны, в к-ром композитор находил иронически-пародийное освещение перипетий сюжета. Рус. нар. элемент в этой сказке сочетается с отражением новой бытовой музыки (танго, регтайм). «Свадебка» возрождает уходящий в глубь веков ритуал рус. свадебного обряда. В основу развития всех этих сочинений положены короткие попевки, воспроизводящие обороты прибауток, обрядовых заклинаний. В них определяющую роль преобрета-ет упругий, резко-акцентный ритм, насыщенный неожиданными перебоями. Однако композитор отказывается от роскоши и насыщенности оркестровых красок ранних балетов — стиль Стравинского становится более строгим, аскетичным. Он ограничивается малыми составами оркестра, где ведущая роль принадлежит сочетаниям сольных тембров. Стихия игры, присущая иск-ву представления, сочетается здесь со строгой логикой конструктивного мышления, отмеченного предельной экономией средств.

В балетной музыке Стравинского 20—30-х гг. утвердился новый, неоклассический стиль. Он отчётливо обозначился в балете «Пульчинелла» (1920, Париж, балетм. Л.Ф. Мясин), основанном на музыке Дж.Б. Перголези, представшей в совр. обработке. Модернизированное воспроизведение классики проявилось в двух, близких по времени создания балетных партитурах: «Аполлон Мусагет» (1928, Вашингтон, балетм. А.Р. Больм) и «Поцелуй феи» (1928, Париж, балетм. Нижинская). В «Аполлоне Мусагете» композитор ориентировался на стиль франц. придворных представлений времени Людовика XIV, вместе с тем этот балет стал, по выражению Стравинского, «...самым крупным шагом в направлении полифонического стиля длинных линий». В «Поцелуе феи» композитор избрал своей моделью музыку П.И. Чайковского, представив «современное прочтение» ряда его мелодий.

Неоклассич. направление проявилось и в «Персефоне» (1934, Париж, реж. и балетм. К. Иосс). Однако вершиной развития неоклассич. балетной музыки у Стравинского стала «Игра в карты» (1937, Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин). Этот балет не опирается на к.-л. конкретный композиторский стиль прошлого — в нём слышны отголоски мелодий Чайковского, Л. Делиба, И. Штрауса, Дж. Россини. Пластика мелодич. линий, выраженная с присущей Стравинскому рельефностью, сочетается с остротой контрастов изысканной лирики и бурной энергии движения, отражающих перипетии аллегорич. игры в карты. Балет нашёл совершенную интерпретацию в хореографии Баланчина, неоднократно обращавшегося к музыке Стравинского. Творчество этого композитора дало выдающемуся балетмейстеру прочную основу в создании хореографич. структур, отражающих пластич. движение образов музыки. Баланчина сближало с композитором стремление к классич. завершённости формы, чистоте стиля, ограничивающегося лишь самым необходимым. Созданные в 1938 «Балетные сцены» (1944, Голливуд, балетм. А. Долин) отмечены воздействием джаза и амер. бытовой музыки. В русле неоклассицизма написан балет «Орфей» (1948, Нью-Йорк, балетм. Баланчин). Последний балет «Агон» («Состязания», 1957, Нью-Йорк, балетм. Баланчин) отражает стилистич. тенденции позднего периода (обращение к серийной технике композиции).

Музыка разл. произв. Стравинского использована в балетах: «Пчёлы» (на муз. «Фантастического скерцо», 1917, парижская Опера, балетм. Л. Статс), «Песнь соловья» (1920, балетм. Л.Ф. Мясин; 1925, балетм. Дж. Баланчин, оба — Русский балет Дягилева, Париж), «Маленькие сюиты» (1927, Гос. опера, Берлин, балетм. М. Терпис), «Персефона» (балет с хорами, 1934, труппа И. Рубинштейн, Париж, балетм. К. Йосс), «Балюстрада» (на муз. Концерта для скрипки с оркестром, 1941, «Орижиналь балле рюс», Нью-Йорк, балетм. Баланчин), «Цирковая полька» (1942, Нью-Йорк, балетм. Баланчин), «Концертные танцы» (1944, «Балле рюс де Монте-Карло», Нью-Йорк, балетм. Баланчин; 1956, «Сэд-лерс-Уэллс балле», Лондон, балетм. К. Макмиллан; под назв. «Контрасты», 1971, «Хореографические миниатюры», Ленинград, балетм. Л.В. Якобсон), «Балетные сцены» (1944, «Билли Роуз продакшен», Нью-Йорк, балетм. А. Долин), «Каприччио» (1947, Милан, балетм. Мясин; 1957, Мюнхен, балетм. А. Картер), «Клетка» (на муз. Концерта ре мажор для струнного оркестра, 1951, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Роббинс; под назв. «Отклонение», 1972, Нидерландский балет, Амстердам, балетм. X. ван Манен), «Тринадцать стульев» (на муз. Концерта для фп. и духовых, 1960, Кёльн, балетм. А. Миллош), «Концерт для двух фортепьяно» (1960, Гос. опера, Гамбург, балетм. Г. Бланк), «Эбони-концерт» (1960, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Дж. Тарас; 1970, Мюнхен, балетм. Дж. Кранко; 1976, Нидерландский нац. балет, балетм. ван Манен; под назв. «Негритянский концерт», 1971, Ленинград, балетм. Якобсон); «Джаз-концерт» (на муз. Регтайма для 11 инструментов, 1960), «Монумент Джезуальдо» (I960), «Движения» (на муз. «Движений» для фп. и группы инструментов, 1963), «Вариации» (1966), «Рубины» (2-я часть балета «Драгоценности», на муз. Каприччио для фп. с оркестром, 1967; показан как самостоятельный балет в СССР парижской Оперой в 1977 под назв. «Каприччио»), «Requiem Canticles» (1968), все — «Нью-Йорк сити балле», балетм. Баланчин; «Концерт для фортепьяно с оркестром» (часть балета «Аркада», 1963, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Тарас); «Русские миниатюры» («Тройка», 1958, «Жар-птица», 1965, «Мёртвая царевна», 1971) и «Бродячий цирк» (на муз. частей из сюит для малого оркестра, 1971), все — Ленинград, «Хореографические миниатюры», балетм. Якобсон, «Прилив» (на муз. «Симфонии в 3 частях», 1960, Кёльн, балетм. А. Миллош, под назв. «Олимпиада»; 1968, Нем. гор. опера, Зап. Берлин, балетм. К. Макмиллан), «Встреча в трёх красках» (на муз. «Симфонии для духовых», 1968, Мюнхен, балетм. Кранко), «Симфония псалмов» (на муз. одноим. произв., 1969, Большой канадский балет, балетм. Ф. Но; 1972, «Гульбеюсян балле», балетм. М. Шпаремблек; 1977, Балет XX века, Брюссель, балетм. М. ван Хуке), «Дом-бартон-Окс», «Фантастическое скерцо» (на муз. одноим. произв., оба — 1972, «Нью-Йорк сити балле», балетм. Роббинс; в 1972 показаны в СССР), «Концертный дуэт», «Симфония в 3 частях», «Скерцо в русском стиле», «Хоральные вариации по Баху», «Концерт для скрипки» (на муз. одноим. произв., все — 1972, там же, балетм. Баланчин; в 1972 последний показан в СССР) и др.










А........ Б........ В........ Г........ Д........ Е........ Ж


З........ И........ К........ Л........ М........ Н........ О


П........ Р........ С........ Т........ У........ Ф........ Х


Ц........ Ч........ Ш........ Щ........ Э........ Ю........ Я






Начало

Главная








    Rambler's Top100 Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов
© BALLETMUSIC, 2008-2010